Начало раздела > Годзю-рю > История

СТИЛИ ПРОВИНЦИИ ФУЦЗЯНЬ

С давних пор жители провинции Фуцзянь стали покидать свою родину и эмигрировать в другие страны Юго-Восточной Азии в больших количествах. Никто толком не знает, почему это началось. Как бы то ни было, порты наподобие Сямэня стали выпускными воротами для тысяч китайцев, направлявшихся на Тайвань, в Сингапур, на Филиппины, в Малайзию и Индонезию. В 1728 году императорский двор даже издал указ, согласно которому те, кто не вернутся в Китай, будут изгнаны навсегда и, при случае, казнены. Узаконена была эмиграция только в 1860 году. Таким образом, оказалось, что большинство китайцев, осевших в странах Юго-Восточной Азии, считают своей исторической родиной Фуцзянь. Особенно верно это для Тайваня: если для жителей Гонконга исторической родиной является провинция Гуандун, то для китайцев на Тайване земля предков - это Фуцзянь. Диалект китайского один и тот же и в провинции, и на острове. После завоевания Китая маньчжурами, когда Тайвань стал оплотом антиманьчжурской борьбы, то чтобы пресечь контакты с мятежниками Цинские власти выселили всё население с побережья вглубь страны, оставив людей только в окружённых крепостными стенами портовых городах. Поэтому большинство стилей провинции Фуцзянь начинает свою историю не ранее XVIII века. В это же время в провинцию Фуцзянь прибыло много беженцев с севера, которые принесли и свои собственные стили ушу. Поэтому население провинции делится на "бэньди" (на местном диалекте - "пунти"), то есть "местных", и "кэцзя" ("хакка") - "пришлых"; соответственно делятся и стили ушу. В XIX веке удачное положение провинции на торговых путях позволило её жителям богатеть, что вызвало спрос на услуги охранников и, таким образом, способствовало развитию боевых искусств. Именно в провинции Фуцзянь размещался описанный в романе "Вань нянь цин" Южный Шаолиньский монастырь, ставший, якобы, оплотом антиманьчжурской борьбы. Эмиграция китайцев из Фуцзяни привела к распространению фуцзяньских стилей на Тайване и в королевстве Рюкю, в том числе на главном острове королевства - Окинаве. Жившие на Окинаве китайцы держались обособленно от местного населения и поддерживали тесные контакты со своей исторической родине, многие из них ездили в Фуцзянь, при этом изучая боевые искусства. Когда в конце XIX века королевство Рюкю было включено в состав Японской империи, то их навыки легли в основу того, что впоследствии стали называть "каратэ". В 1949 году, когда под ударами Народно-освободительной армии Китая на континенте рушился режим Чан Кайши, остатки гоминьдановских армий бежали на Тайвань. На остров эмигрировало несколько миллионов человек, среди которых были и мастера ушу. В результате среди современного тайваньского гошу (на Тайване предпочитают для обозначения боевых искусств именно этот термин) представлены многие стили китайского ушу, не обязательно происходящие из провинции Фуцзянь.


安海拳
Аньхайцюань
(кулак Аньхая)

Ли Чунь 李春 по прозвищу Аньхай 安海 жил в провинции Фуцзянь в конце династии Мин - начале династии Цин. Из-за участия в антицинской деятельности он был вынужден перебраться в район гор Юнтай, где в семье Ван Гуйчжана 王桂杖 три года преподавал боевое искусство, обучив несколько десятков человек. В этом стиле основной формой шага является "саньцзюэ ма", из техник рук в основном используются методы действий кулаками и ладонями.Применяется жёсткая и свирепая скорость, ловкие приёмы и подвижные перемещения. Победы могут добиться и с помощью ударов ногами по нижнему уровню, не зря бытовала поговорка "духам и небожителям трудно противостоять ногам Аньхая". В настоящее время стиль распространён в раонах Фучжоу и Путянь.

少林地术犬法
Шаолинь дишу цюаньфа
(шаолиньские методы боя собаки на земле)
или
狗拳 гоуцюань
(кулак собаки)

Стиль также известен под названиями 少林地龙 шаолинь дилун (шаолиньский земляной дракон) и 地上功夫拳 дишан гунфуцюань (кулак земляного кунфу).

Легенды связывают этот стиль с монастырем Южный Шаолинь. Согласно одной из легенд, стиль был разработан монахиней Умэй (которая по другим легендам создала юнчунь, по третьим - кулак журавля и т.д.). Умэй полностью передала искусство методов боя собаки на земле своей ученице Мяо Цзиньхуа, а Мяо Цзиньхуа - своему сыну Фан Шиюю (Фан Шиюй является популярным героем китайского боевого фольклора, и чем он занимался на самом деле - неизвестно). Фан Шиюй сплавил воедино дишу цюаньфа и 花拳 хуацюань, чем значительно обогатил стиль. Когда при династии Цин Южный Шаолинь был сожжен, Фан Шиюй бежал в Юнчунь, подом в Датянь, а затем в храм Чжуюаньсы в уезде Юнцинь (сегодня этот храм называется Гуаньяньсы), и преподавал в этом храме дишу цюаньфа и хуацюань. Передаваясь среди монахов из поколения в поколение, в конце-концов стили достигли монаха Хуэйкая, который странствовал по провинциям Фуцзянь и Гуандун. Будучи в Фучжоу он обучил Чжэн Ишаня из Наньтая округа Лаоячжоу. Чжан высоко оценил изученную науку, и не обучал кого попало. Лишь когда он был вынужден бежать в Юнчжоу и остановился у фармацевта Чжуан Цзышэня, то обучил Чжуана методам боя на земле.

Согласно другой легенде, при династии Мин напротив монастыря Шаолинь, что в округе Юнчжоу провинции Фуцзянь, находился женский монастырь Байляньсы (Храм Белого Лотоса), где также изучали шаолиньские кулачные методы. Монахини изучали методы боя собаки на земле, а также методы, разработанные знаменитым полководцем Ци Цзигуаном во время изгнания японцев в XVI веке. В начале династии Цин монахиня, известная под буддийским именем "мать Сыюэ", скрывалась в районе Юнчунь - Юнцинь - Фуцин - Фучжоу. В Юнцине ей дали приют торговцы скотом, принадлежавшие к семье Чэнь. В благодарность она обучила этих людей дишу цюаньфа. Так методы боя собаки на земле стали фамильным искусством семьи Чэнь 陈. Передаваясь внутри семьи, это искусство достигло Чэнь Эиня 陈阿银, изучившего его у бабушки. Чэнь Эинь как-то убил встреченного на дороге грабителя, и был вынужден бежать в Фучжоу, а затем эмигрировать в Юго-Восточную Азию. Потому ныне стиль собаки существует и в этих местах. В итоге Чэнь Эинь осел в Сингапуре.

Сегодня методы боя собаки на земле широко распространены в таких местностях провинции Фуцзянь, как Фучжоу, Юнчжоу, Миньбэй.

Все легенды связывают создание стиля с женщинами. Объясняется это тем, что женщины не могли использовать для самозащиты "мужские" стили ушу, ибо были слабее мужчин, а традиция бинтования стоп приводила к уродованию ног, в результате чего женщина не могла устойчиво стоять, и в схватке ей было гораздо выгоднее упасть на землю и отбиваться с земли.

Методы боя собаки на земле делятся на техники верхнего, среднего и нижнего уровней. Верхний уровень - это обычные приемы шаолиньского ушу (рис.1,4). Если в бою методы верхнего уровня не привели к захвату инициативы то можно улучить момент и перейти на средний или нижний уровень. Средний уровень - это приемы, проводимые в положении сидя (рис.2,5), со среднего уровня можно перейти как к верхнему (встать), так и к нижнему (лечь). Нижний уровень - это приемы, проводимые из положения лежа против стоящего противника (рис.3,6).

 http://www.youtube.com/watch?v=eyj9PH_f9JE - кулак собаки

达摩拳
Дамоцюань
(кулак Бодхидхармы)

Этот стиль распространён в районе Миньнань провинции Фуцзянь. По преданию, он был разработан в монастыре Кайюаньсы. Когда на 3-й год правления под девизом "Тунчжи" монастырь был уничтожен правительственными войсками, уцелевшие монахи перебрались в кумирню Тунъюаньдянь, что в Чжанчжоу, с той поры в Чжанчжоу особенно много занимающихся этим стилем.

ЛОХАНЬЦЮАНЬ

Кулак архатов

http://www.youtube.com/watch?v=u3o3BGFbSvA&feature=related

龙形拳
Лунсинцюань
(кулак дракона)
или
龙尊拳
лунцзуньцюань
(кулак преклонения перед драконом)

Один из подражательных стилей провинции Фуцзянь. Был создан Чжу Шидэ, жившим в XVIII веке.

http://www.youtube.com/watch?v=RTgXFeZXsSI

连城拳
Ляньчэнцюань
(кулак города Ляньчэн)

Этот стиль создал Хуан Сыхуань 黄思焕 (1622-1706), изучивший боевые искусства у своего отца и обобщивший эти знания на основе науки Хуан Байцзя и Ван Чжэннаня. В семье Хуан этот стиль и передавался в Ляньчэне вплоть до нашего времени.

http://www.youtube.com/watch?v=_907qObbvds

南佛拳
Наньфоцюаль
(кулак южного Будды)

Этот стиль также известен как 道夫拳 даофуцюань (кулак Даофу) и 菩萨拳 пусацюань (кулак бодисатвы). Говорят, что при династии Цин в годы правления под девизом Цяньлун его практиковал Фан Даофу 方道夫 из Фучжоу, который изучил его у своего деда Фан Цинцзиня 方卿缙.

Говорят, что этот стиль вобрал в себя законы трёх учений Китая: дух из конфуцианства, наработку из даосизма и сердцевину из буддизма. Основные тренировочные методы: упражнения с каменными гирями, втыкание в песок, иньско-янское движение ци, "стояние столбом".

虫寻 法
Сюньфа
(методы краба сюнь)

Этот стиль в течении четырёх веков передавался внутри семьи Го из деревни Гочжайсянь, его основателем был Го Даогэнь 郭道根. Ещё его называют 东孔虫寻法дункун сюньфа (методы краба сюнь и восточной пещеры). Основные комплексы: "методы восточной пещеры", "методы краба сюнь". Распространён в районе Фучжоу.

五祖鹤阳拳
Уцзухэянцюань
(кулак Хэ Яна и пяти предков)

Этот стиль распространен в таких уездах и городах провинции Фуцзянь, как Сямэнь, Юнчжоу, Цзиньцзян, Лунси, Таньчжоу.

Создателем считается Цай Юймин 蔡玉鸣 из Утанбанвэй уезда Цзиньцзян провинции Фуцзянь. Он изучил боевое искусство у торговца предметами искусства Хэ Яна 鹤阳. После смерти Хэ Яна Цай Юймин отвез гроб с телом учителя на его родину, по дороге знакомился с разными учителями и изучал разные виды боевого искусства. Усердной тренировкой Цай Юймин выучил немало вещей, посмотрел мир, приобрел знания, мастерство постепенно достигло совершенства. Перенимая достоинства разных школ, на основе байхэцюань, юаньхоуцюань (кулак обезьяны) лоханьцюань (кулак архатов), тайцзуцюань (кулак императора Тай-цзу) и дацзуньцюань (кулак великого преклонения), добавив собственный опыт, составил новый стиль. Чтобы не забыть и своего учителя Хэ Яна, он назвал новый стиль "кулак пяти предков и учителя Хэ Яна".

С той поры стиль и начал распространятся. Впоследствии в 1936 году с подачи одного из "Пяти тигровых генералов" (пяти мастеров ушу, учредивших Институт гошу провинций Гуандун и Гуанси) в Сингапуре было открыто "Общество гошу Юймина", начавшее распространять стиль в Сингапуре и на Филиппинах.

Комплексы без оружия:

  • саньчжань (три войны)
  • шиэрцюань (12 кулаков)
  • тяочжа (вспарывание плотины)
  • дасымэнь (удар по четырем вратам)
  • цинфэнцюань (кулак темного ветра)
  • ляньчэнцюань (кулак непрерывной стены)
  • тоучжа (головной укол)
  • эрчжа (второй укол)
  • саньчжа (третий укол)
  • чжунгуаньцюань (кулак средней управы)
  • цяньцзыда (удар иероглифа "тысяча")

Комплексы с оружием:

  • кайшаньфу (топор раскалывающий гору)
  • цинлун дадао (алебарда темного дракона)
  • шуангуай (парные костыли)
  • хэян шуйхуогунь (шест воды и огня Хэ Яна)
  • цимэйгунь (шест высотой до бровей)
  • па (пика с когтями)
  • баньдэн (деревянная скамейка)
  • чутоу (мотыга)

http://www.youtube.com/watch?v=EYj1PwRLtes

巫家拳
Уцзяцюань
(кулак семьи У)

Стиль создал У Бида 巫必达, в настоящее время он распространён в Чанша, Сянтане, Чжучжоу провинции Хунань и Ляньчэне провинции Фуцзянь, сейчас живёт уже шестое поколение мастеров. Технический арсенал стиля характеризуется высказыванием "пять кулаков, шесть локтей, двенадцать ладоней".

鹤拳
Хэцюань
(cтиль журавля)

"Стиль журавля" - это общее название для нескольких стилей китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь, утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя - Бай Юнфэн) создал "кулак пяти зверей", то одним из подстилей этого направления был именно стиль журавля. Однако современные исследования показали, что Бай Юнфэн создал не "кулак пяти зверей", а "кулак пяти ступеней", а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и птиц появилось гораздо позже.

Одной из разновидностей стиля журавля является "тибетский журавль". Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это все-таки разные стили. О системе "тибетский журавль" известно очень мало.

Китайский стиль журавля - это 白鹤拳 байхэцюань (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан 方掌光 переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он взял с собой и дочь - Фан Цинян 方七娘. Фан Цинян часто наблюдала за журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.

Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань. Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но имеют и различия.

Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань ("три войны"), в других написаниях - саньчжэн ("три прямых"), саньцзянь ("три стрелы"); в окинавском каратэ вариант этого комплекса известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия - "светлое" и "темное". Вообще, стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою бесполезны.

Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют голову, плечи, локти, таз и колени. Ноги при постановке на землю словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.

宗鹤拳
Цзунхэцюань

В буквальном переводе "цзунхэцюань" означает "кулак журавля-предка", и именно так его и переводят в русскоязычных книгах по ушу низкого качества. Однако на самом деле иероглиф "цзун" используется для записи звучания фуцзяньского диалектного слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку, вылезшую на берег: она тут же начнет встряхивать и мотать корпусом, стряхивая воду. Это движение называется "гоу цзун шэнь" ("собака встряхивается телом"), а это усилие встряхивания - "цзунцзин". Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань - "кулак встряхивающегося журавля". Еще одно название стиля - 宿鹤拳 сухэцюань (кулак ночующего журавля) - связано с тем, что в стиле в бою предпочитают работу от контратаки.

Цзунхэцюань как раз и требует от своего адепта на тренировке вырабатывать такое встряхивающееся усилие в руках, усилие сталкивания, а также собирающе-расталкивающее усилие в ногах. Особенности боевой техники цзунхэцюань таковы: видишь силу - породи силу, видишь силу - измени силу, видишь силу - добудь силу, видишь силу - откажись от силы. От рук требуют проработки взаимопревращений пяти первостихий: металла, дерева, воды, огня и земли. Особо прорабатывают "перешибающую руку", "перемещающую руку", "пробивающую руку", "бросающую руку". В технике ног часто используют "возвращающуюся ногу", "растаптывающую ногу", "сметающую ногу", прорабатывают: удар - продвижение, удар - отступление, уклон - удар.

Основой цзунхэцюань является встряхивающееся усилие. В этом стиле первые полгода ученик только натренировывал перемещения и прорабатывал "встряхивание руками в позиции всажника". Зато опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо части тела противника - и противник словно пораженный электрическим током либо падал на месте, либо отлетал на несколько метров. Еще это усилие называют "усилие понимания", имея в виду, что в результате его натренировывания вырабатывается феноменальная скорость реакции, стоит прикоснуться к противнику - и уже можно реагировать на его движения.

Основные виды встряхивающегося усилия в цзунхэцюань - это жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и диагональное. Начинающий применяет в основном жесткое и продольное усилия, позднее он становится способен применять поперечное и диагональное, очень углубившийся - пустое, полное и мягкое.

Считается, что если встряхивающееся усилие проявлено правильно - перед ним ничто не может устоять: "Из десяти встряхиваний девять неверны. Настоящему встряхиванию не может противостоять даже тысяча солдат".

В цзунхэцюань используются такие формы кистей рук, как "ладонь - когти журавля" и "кулак - голова журавля". Комплексы цзунхэцюань: саньчжань ("три войны"), сымэнь ("четверо врат"), саньдянь ("три точки" - при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа ("пять цветков сливы" - маршрут комплекса образует цветок сливы мэйхуа), хэчи ("журавль раскрывает крылья"), убу ("пять шагов"). Самым важным является тренировка саньчжань. Поговорка кулачного искусства гласит: "яо сян цзунхэ хао - санчжань лимянь чжао" ("действительно хочешь натренировать цзунхэцюань - ищи внутри саньчжань"). Саньчжань - это база цзунхэ.

http://www.youtube.com/watch?v=P7iBK9T0qW8

鸣鹤拳
Минхэцюань

"Минхэцюань" переводится как "кулак голосящего журавля". Метод выброса силы здесь похож на метод из цзунхэцюань, но требуют, чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось подрагивание, а когда усилие достигало ударной точки - следовал ударный импульс, что называется "усилие в один цунь". При этом следует выкриком помогать выбросу усилия, отчего и произошло название стиля. Энергия здесь проявляется из физического тела, а мысль используется для направления ци в мозг и поднятия жизненного духа: "форма в качестве кулака, мысль в качестве духа". При выбросе усилия сила идет от пятки.

В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы кистей рук: "ровная ладонь" ("ладонь с расставлеными пальцами"), "свисающая ладонь" ("крюк в тысячу цзиней"), "ладонь с двумя выставлеными пальцами" ("пальцы-ножницы"), "когти журавля", кулак, "кулак одной жемчужины" ("кулак - глаз феникса"). Комплексы: саньчжань ("три войны"), да сымэнь ("ударить по четырем вратам"), эршиба бу ("28 шагов").

飞鹤拳
Фэйхэцюань

"Фэйхэцюань" означает "кулак летающего журавля". В трактатах по этому стилю сказано: "пронизывание - это как полет". Под "пронизыванием" здесь понимается распростирание на большой площади. В этом стиле в большей степени чем в прочих стилях журавля уделяют внимание подражанию журавлю, движения разворачиваются на большом пространстве. Используются "хлопающие" удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыжки, при вдохе поднимаются вверх будто взлетая.

Используемые формы кистей рук: "ровная ладонь" ("ладонь с расставлеными пальцами"), "свисающая ладонь" ("крюк в тысячу цзиней"). В позициях стиля колени свернуты внутрь, что напоминает журавлиные позы. Перемещения натренировывают на верхушках врытых в землю столбов. Комплексы стиля: саньчжань ("три войны"), сымэнь ("четверо врат"), бабулянь ("восемь шагов непрерывны"), эршиба сю ("28 созвездий").

http://www.youtube.com/watch?v=rbubKwoGsII

食鹤拳
Шихэцюань

"Шихэцюань" означает "кулак кормящегося журавля". Как сказано в трактатах: "`Прихватывать' - это и означает `кормиться'". В этом стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом - отсюда и название. Другие названия стиля - чжаохэцюань ("кулак утреннего журавля"), бихэцюань (тоже можно было бы перевести как "кулак встряхивающегося журавля", "би" - это опять-таки специальное слово фуцзяньского диалекта, отсутствующее в общекитайском языке). В стиле прорабатывают внезапность удара. Используют "методы действий руками пяти первостихий", то есть "руку металла" (удары запястьем согнутой в запястье кисти по атакующей руке противника), "руку дерева" (вспарывание ладонью наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный втыкающийся удар концами пальцев той же руки), "руку воды" (накрывание руками изнутри наружу или снаружи внутрь атакующих рук противника с немедленной контратакой), "руку огня" (толчок двумя ладонями вперед) и "руку земли" (захват двумя руками запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой). Комбинации приемов соответствуют взаимопорождению и взаимоподавлению пяти первостихий.

http://www.youtube.com/watch?v=nNXd2rp45Xg&feature=related

金狮拳
Цзиньшицюань
(кулак золотого льва)
или
狮法 шифа
(методы льва)
или
福州万寿桥狮法
Фучжоу ваньшоуцяо шифа
(Фучжоуские методы льва Моста Десяти Тысяч Лет Жизни)

В этом стиле - три комплекса:

  • цзиньши саньчжань (три войны золотого льва)
  • сань ши дуй у ху (три льва против пяти тигров)
  • шицзы си цю (лев играет с мячом)

畲族拳
Шэцзуцюань
(кулак шэсцев)

Китай - страна многонациональная. Одним из национальных меньшинств является народность шэ, представители которой проживают в провинции Фуцзянь. Их контакты с внешним миром были довольно редки, поэтому шэцзуцюань до нынешних времен сохранил свои древние традиционные черты.

Согласно легенде, этот стиль ушу происходит от монаха Течжу, спасшегося после разгрома Южного Шаолиня. После долгих скитаний он добрался до деревни Цзиньдоуян уезда Фуань провинции Фуцзянь, населенной шэсцами. Там Течжу взял фамилию Пань и зажил отшельником. Он усердно тренировался днем и ночью, и его мастерство сильно возросло. Увидев, что местные жители с увлечением упражняются с мечами и шестами, он организовал с ними занятия боевым искусством.

Среди учеников Течжу выделялся Лэй Чаобао, отличавшийся способностями и трудолюбием. Он был мастером боевого искусства, унаследованного от предков, и помимо этого упорно учился у Течжу. Лэй Чаобао превзошел учителя и стал известен повсюду.

После того, как Течжу скончался в деревне Нючэн, Лэй Чаобао продолжил обучение боевым искусствам. Он синтезировал элементы южношаолиньской и местной школы, создав шэцзуцюань. С той поры этот стиль стал популярен не только среди шэсцев, но и среди ханьцев, и распространился на востоке и севере провинции Фуцзянь.

В шэцзуцюань четыре характерных особенности. Во-первых - устрашение: особое внимание придается угрожающему воинственному облику для устрашения противника и достижения психологической победы. Во-вторых - резкое высвобождение силы. В-третьих - мощные позиции ног. В -четвертых - "волчья лапа": большое разнообразие приемов выполняемых руками.

Так как шэцзуцюань был распространен среди шэсцев, проживающих в горных районах, то заниматься им приходилось в жилищах. Ограниченное пространство обусловило практику выполнения комплексов упражнений на небольшой площади. Шэсцы не лезли в бой, но если втягивались в схватку, то старались завершить ее несколькими ударами.

Основные комплексы шэцзуцюань

  • "Шесть малых шагов"
  • "Шесть больших шагов"
  • "Семь шагов"

 

鱼法
Юйфа
(методы рыбы)

Этот стиль в начале периода Китайской республики преподавали Чэнь Чжайжэнь 陈宅人 и Чэнь Вэньмао 陈文茂, в настоящее время он распространён в районе Фучжоу. Основным в стиле являются методы действий пальцами.

Юнчунь (винчунь)

Существует два варианта записи названия этого стиля иероглифами. Оба они на путунхуа (официальном китайском языке) читаются одинакого - "юнчунь", однако на южных диалектах (в частности, на кантонском) произносятся по-разному - "винчунь" и "вэнчунь". Означают они "восхваление весны" и "вечная весна" соответственно.

Согласно легендам, этот стиль связан с Южным Шаолиньским монастырем, но никаких документов, потверждающих этот факт не существует, да и не может существовать, если принять во внимание общую нехватку документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны ("вэньчуньтан" на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй. Однако во всех легендах в конце XVIII века стиль попадает в труппу гуандунской оперы "Красная Джонка".

В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как "юнчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После выхода на пенсию, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где учат упрощенному рукопашному бою, выдавая это за истинное наследие стиля.

История и развитие фошаньского юнчуньцюань

"Улинь" №3/95

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

Юнчуньцюань - это кулачное искусство, которое доступно и молодым и старым, и мужчинам и женщинам, где атака и защита тренируются параллельно, оно наполнено научностью и философией, в результате чего привлекает огромное внимание.

Юнчуньцюань был создан Янь Юнчунь - дочерью мастера ушу Янь Сы, жившего в провинции Фуцзянь - после того, как она увидела бой журавля со змеёй. Соединив увиденное с приёмами ушу, она и создало это кулачное искусство быстрых действий "короткими мостами", где и атака и защита идут параллельно.

При династии Цин на пятнадцатом году правления под девизом "Цзяцин" (1810 год) императорские войска сожгли монастырь Шаолинь, находившийся на горе Цзюляньшань уезда Путянь округа Юнчжоу провинции Фуцзянь. Ученик Шаолиня Янь Сы, забрав дочь Янь Юнчунь, покинул Фуцзянь и, осев в сельской местности, открыл школу и начал преподавать боевые искусства. Позднее юнчуньцюань попал к актёру из Фошани Хуан Хуабао, Хуан Хуабао обучил фошаньского фармацевта Лян Цзаня. Лян Цзань стал преподавать юнчуньцюань прямо в своей аптеке, провёл исследование и развитие стиля. Он взял всё самое лучшее из шаолиньских кулачных методов, отбросив их недостатки, а в поединках на помостах проверил их реально-боевой эффект, за счёт чего обогатил и развил юнчуньцюань, усилив его оздоравливающий эффект и боевые возможности. С той поры юнчуньцюань расцвёл в Фошани и распространился оттуда в другие места. Лучшим из изучавших тогда юнчуньцюань был Чэнь Хуашунь. Чэнь Хуашунь обучил У Чжунсу, У Чжунсу обучил Жуань Цишаня, Яо Цая и Е Вэня, Е Вэнь перенёс фошаньский юнчуньцюань в Сянган. Так что звезда боевиков-кунфу всемирно известный Ли Сяолун также является представителем фошаньского юнчуньцюань, его отец - Ли Хайюн - вначале жил на улице Цзошицзе в городке Фошань уезда Наньхай. Яо Цай передал фошаньский юнчуньцюань Яо Ци, Яо Ци обучил Лян Цюаня. Лян Цюань обучил фошаньскому юнчуньцюань Лян Гуанманя. Таким образом, Лян Гуанмань стал представителем девятого поколения фошаньского юнчуньцюань.

Лян Гуанмань начал изучать фошаньский юнчуньцюань с восьми лет и продолжал обучение пока ему не стукнуло тринадцать. В 1987 году учитель Лян Гуанмань принял участие во Всекитайском собрании по исследованию теории ушу. На собрании он выступил с докладом "Анализ юнчуньцюань", где рассказал историю фошаньского юнчуньцюань. В 1989 году по инициативе провинциального спорткомитета и провинциальной ассоциации ушу и по указанию горспорткомитета и городского института физкультуры учитель Лян Гуанмань набрал группу ушу по изучению фошаньского юнчуньцюань. Сейчас ему уже за 70, учеников у него - более десятка тысяч по всему миру. По просьбам широких масс любителей ушу Центральное телевидение, Чжуцзянское телевидение, Фошаньское телевидение, а также многочисленные журналы не раз рассказывали об учителе Лян Гуанмане, а руководимая им группа ушу по изучению фошаньского юнчуньцюань широко известна во всём мире китайского ушу. В 1990 году по большой просьбе гуандунского журнала "Улинь" при помощи товарища Хуан Цзяньхэна Лян Гуанмань написал книгу "Юнчуньцюань" (с параллельным текстом на китайском и английском языках), широко разошедшуюся. Губернатор провинции Гуандун Чжу Сэньлинь и заместитель губернатора Лу Жуйхуа надписали на книге: "лёд в три чи намерзает не за один день", "долго нарабатываться не щадя себя". Благодаря политике открытых дверей изучать фошаньский юнчуньцюань приезжает всё больше иностранцев, знающих об этом стиле из-за всемирного успеха фильмов Ли Сяолуна. Был среди них один японец, которого настолько восхитило искусство учителя Лян Гуанманя, что по возвращению в Японию он опубликовал в журнале "Будзюцу" статью "Современный первоучитель из Фошани". Представитель Британского общества тайцзи и шаолиньцюань приглашал учителя Лян Гуанманя для преподавания. Приезжают в Фошань любители ушу и из США, Канады, Венгрии, Италии, Вьетнама, Гонконга и Макао.

В июле 1993 году по указанию городского спорткомитета, городского института физкультуры и горисполкома в Фошани учителем Лян Гуанманем и другими было основано Общество по изучению фошаньского юнчуньцюань.


Дата: Среда, 25 Июнь 2008
Прочитана: 5265 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • История Окинавского Кулака. Глава 1
  • Тседзюн Мияги о каратэ и не только
  • Журавлиный предок Окинавского Каратэ
  • Карате в СССР
  • БУБИСИ
  • Канре Хигаонна
  • Кулак пяти предков
  • Стратегия боя "Белого журавля"
  • Удон ТЕ
  • Встреча Мастеров в 1936г.
    Вернуться назад

    Комментарии (0)
    Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!



  •  
    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Напомнить пароль

     
    Я занимаюсь Каратэ...
    Потому что хочу быть сильным и всех бить
    Потому, что это круто и нравится девушкам (юношам)
    Потому что каратэ - это хорошо для здоровья
    Потому что каратэ - это моя профессия.
    Каратэ - это мой внутренний стержень
    Потому, что это помогает мне в общении с людьми
    Потому, что я люблю все Японское (Окинавское)
    Потому, что это самое эффективное БИ в мире
    Потому, что мой знакомый (знакомая) занимается
    Потому что гольфом и теннисом заниматься дороже
    Потому что это работает - я проверял
    Потому что нравится. Сам не понимаю почему



    Всего голосов: 3515
    Комментариев: 1
    Результат опроса