Начало раздела > Годзю-рю > История

Кулак пяти предков

五祖鹤阳拳
Уцзухэянцюань
(кулак Хэ Яна и пяти предков)

Считают одним из стилей китайского ушу ставшим основой для Окинавского карате.


Хэ Синьлянь

Уцзухэянцюань

"Улинь" №1/81

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

Уцзухэянцюань [кулак Хэ Яна и пяти предков] - это один из видов южного кулака. Он распространен в таких уездах и городах провинции Фуцзянь, как Сямэнь. Юнчжоу, Цзиньцзян, Лунси, Таньчжоу.

Говорят, что создателем уцзухэянцюань был Цай Имин. Родом он был из Утанбанвэй уезда Цзиньцзян провинции Фуцзянь, с малых лет полюбил ушу. В то время в Цзиньцзян из Хэнаньской области приехал торговец предметами искусства Хэ Ян, и Цай Имин, глубоко уважая его боевое искусство, пригласил его в свой дом и поклонился как учителю, стал усердно перенимать мастерство. Несколько лет спустя Хэ Ян заболел и умер, и Цай Имин отвез гроб с телом учителя на его родину в Хэнаньскую область. Путь туда и обратно занял десять лет, по дороге он знакомился с разными учителями и изучал разные виды боевого искусства. Усердной тренировкой Цай Имин выучил немало вещей, посмотрел мир, приобрел знания, мастерство постепенно достигло совершенства. Перенимая достоинства разных школ, на основании байхэцюань, юаньхоуцюань, лоханьцюань и дацзуньцюань, добавив собственный опыт он составил новый стиль. Чтобы не забыть и своего учителя Хэ Яна, он назван новый стиль "уцзухэянцюань" - "кулак пяти предков и учителя Хэ Яна". С той поры стиль и начал распространяться. В 1936 году, с подачи одиого из "Пяти тигровых генералов" [прим.перев. - пять мастеров ушу, учредившие Институт гошу провинций Гуандун и Гуанси] в Сингапуре было открыто "Общество гошу Имина", начавшее распространять стиль в Сингапуре и на Филиппинах.

Уцзухэянцюань представляет собой целостную систему кулачного искусства как с точки зрения таолу, так и с точки зрения боя и тренировки. В честь столь замечательного учителя ушу в его родной деревне до сих пор сохраняют парные надписи, гласящие "Нефритовой линейкой измерять мир наблюдая журавля, под светом лампы начинать танец в ночи слушая петуха" и "На исправление тела и вскармливание ци полагаясь в качестве базы, тренировать работу и тренировать искусство добиваясь Единого Ци".

В таолу без оружия стиля уцзухэянцюань входят: саньчжань (три войны), шиэрцюань (12 кулаков), тяочжа (вспарывание плотины), дасымэнь (удар по четырем вратам), цинфэнцюань (кулак темного ветра), ляньчэнцюань (кулак непрерывной стены), тоучжа (головной укол), эрчжа (второй укол), саньчжа (третий укол), чжунгуаныцоань (кулак средней управы) и цяньцзыда (удар иергоглифа "тысяча"). В комплексы с оружием входят кайшаньфу (топор, раскалывающий гору), цинлундадао (алебарда темного дракона), шуангуай (парные костыли), хэяншуйхогунь (шест воды и огня Хэ Яна), цимэйгунь (шест высотой до бровей), па (пика с когтями), баньдэн (деревянная скамейка) и чутоу (мотыга). Комплексы можно тренировать как в одиночку, так и в паре. Кроме того, есть такие виды наработки, как кручение палочек для еды, хватание кувшина, кручение палки, сжимание мешочка с песком, удары по животу, удары по груди, обхлопывание ребер.

Особенности натренировывания уцзухэянцюань: движения простые и широкие, перемещения устойчивые и сильные, место за местом проявляются, формы героические. Требуется: встряхивать плечами и сновать лопатками, с помощью ци помогать силе, выбрасывать силу с криком, хочешь выбросить — сначала вбери, жесткое и мягкое взаимно протекают. Точка бай-хуэй поднята - голова прямая, челюсть поджата - шея сильная, плечи опущены — грудная клетка прикрыта, встал на цыпочки — есть порождение силы (есть также тренировка поджимания пальцев ног). Низ живота нужно защищать, копчик сжат, поднять кишки и подвесить живот, ци кружится внутри. Ногами бьют не выше пояса. Обычно используют фронтальный удар ногой, вращательный, подвешивающий, толчок ногой вперед и толчок ногой вбок.

За счет длительной тренировки уцзухэянцюань можно оказать благотворное влияние на внутренние органы, укрепиться физически; кроме того можно повысить уровень боевых возможностей.

Чжоу Мэнъюань

Краткое знакомство с уцзуцюань

(отрывок из книги "Уцзуцюань - удивительные приёмы для одержания победы")

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

Уцзуцюань1 ещё называют наньшаолинь уцзуцюань2, происходит он из монастыря Шаолинь, что в области Цюаньчжоу провинции Фуцзянь, говорят, что передаётся он от Пяти предков Шаолиня3. Из-за ограничений того времени, уцзуцюань в течении долгого периода не мог широко распространиться. Воистину, как написал господин Ю Шисань в изданной в 1917 году книге "Энциклопедия китайского дзюдзюцу": "В миру видимые кулак и палка Пяти предков есть в годах пропадшие, в веках далёкие, утеряна передача, потеряна истина, что же касается хаоса изучающих, то нет возможности подсмотреть секреты...".

1 "Кулак Пяти предков"

2 "Южношаолиньский кулак Пяти предков"

3 Согласно легендарной истории Южного шаолиня, после сожжения монастыря маньчжурами в живых остались лишь пять монахов, которых стали называть "пятью предками"

При династии Цин в годы правления под девизом "Сяньфэн"4 в деревне Уяньбанвэйцунь уезда Цзиньцзян провинции Фуцзянь был сюцай5 военного дела Цай Юймин. Он с детства талантами превосходил других, от природы был сообразителен, прилежно учился и усердно тренировался, постиг суть искусства верховой стрельбы из лука, у шифу Хэ Яна изучил кулачные методы Пяти предков. Позднее продолжил дело отца, управляя фабрикой по производству соевого соуса "Ифэн" в области Чжанчжоу провинции Фуцзянь. Цай Юймин, будучи человеком, полагающимся на справедливость, принимал учителей кулачного искусство со всех четырёх сторон света, получил прозвище "маленький Мэн Чан", часто шлифовал боевую наработку с учителями кулачного искусства различных направлений, глубоко постиг искусство боя. Петухи пели - он уже начинал тренировку, ночь опускалась - он продолжал тренироваться, десятки лет пролетели как один день. В итоге боевая наработка достигла высочайшего совершенства - а семейное дело пришло в упадок, слава распространилась по четырём сторонам света - а фабрика обанкротилась.

4 1831-1861 гг.

5 Учёное звание в старом Китае, присуждавшееся по результатам государственных экзаменов высокого ранга

Господин Цай Юймин после того, как его наработка достигла стадии искусства, занялся упорядочиванием уцзуцюань, добавив ему применимости и систематичности. После этого он открыл преподавание и начал обучать учеников, оставив следы по всем Восьми землям Минь6, в результате чего бывший на грани исчезновения южношаолиньский кулак Пяти предков широко распространился в народе.

6 При династиях Юань и Мин провинция Фуцзянь, располагающаяся на землях древнего княжества Минь эпохи Пяти династий, делилась на восемь округов, поэтому термин "Восемь земель Минь" используют в качестве другого названия провинции Фуцзянь

В то время в областном центре Цюаньчжоу был знаменитый учитель тайцзуцюань7 Линь Цзюжу, часто сравнивавшийся боевым искусством, он написал "письмо месяца юньшэн8" с просьбой господину Цай Юймину о приёме в ученики, и в итоге получил от него передачу, исключительные знания по внешнему и внутреннему мастерству. Любил методы действий руками, трансформировал их бесчисленным количеством способов, был прозвал людьми "удивительнорукий большой учитель-дядя", стал главным из учеников в школе Цай Юймина.

7 "Кулак императора Тай-цзу"

8 11-й месяц по лунному календарю

У Цай Юймина было очень много учеников, получивших истинную передачу, помимо Линь Цзюжу стоит назвать и некоторых других. Вэй Вэньбао по прозвищу Иньнань любил методы действий ногами, силу ног имел великую, они у него были твёрдыми как железо, его прозвали "переворачивающий небо леопард9", люди называли его "леопардовая нога". Ю Шисань (сюцай военного дела) написал книгу"Энциклопедия китайского дзюдзюцу". Ю Цзюньань передал традицию чжаньчжоусцу Лу Ваньдину (Лу основал ветвь в Индонезии), цюаньчжоусцам Чэнь Цзинмину (основал ветвь на Филиппинах), Ян Цзеюю (основал ветвь в Аомэне), Шэнь Яндэ (основал ветвь в аомэньском Синьяне, после отъезда за моря основал ветвь в Сигнапуре), Вэн Ханьяню, Цзян Цзылиню, Хэ Хаю, Кэ Цайюню, Ху Лидэ, Гун Почжаню, Ю Тяошуану.

9 Иероглиф "бао" в его имени означает "леопард"

Линь Цзюжу передал искусство своему сыну Линь Тяньэню, а также цюаньчжоусцу Люй Пэнци и цзиньцзянцу законоучителю Мяоюэ (глава храма Чунфусы в Цюаньчжоу провинции Фуцзянь, людьми прозван "железный архат с двумя кулаками", гаосэн из региона Южная Минь).

Линь Тяньэнь и Люй Пэнци в 1920-х годах основали Главный институт гошу области Цюаньчжоу10, распространявший уцзуцюань. Этот Институт широко абсорбировал суть ушу области Цюаньчжоу, исследовал технику боевого искусства, глубоко разобрался с боевой наработкой, перенимал достоинства и отбрасывал недостатки, и внёс драгоценный вклад в развитие уцзуцюань, ещё более возвысив и усовершенствовав этот стиль.

10 Этого не могло случиться ранее 1928 года, когда в Нанкине был основан Центральный институт гошу, что дало начало к созданию подобных структур по всей стране

Линь Тяньэнь полностью передал изученное им за всю жизнь своему зятю Чжоу Чжицяню (председатель Ассоциации по исследованию фуцзяньского шаолиньского уцзуцюань). Чжоу Чжицянь в свою очередь передал всё сыну Чжоу Мэнъюаню (ректор Института ушу "Цяосянь" города Шиши провинции Фуцзянь).

Уцзуцюань за последние триста лет распространялся и передавался весьма широко, прижился в южных районах провинции Фуцзянь, на Тайване и в странах Южных морей, и сегодня цветёт пышным цветом. Такие заморские организации, как филиппинский Институт гошу "Уцянь", филиппинский Главный институт гошу "Гуанхань", индонезийский Институт гошу Лу Ваньдина, сингапурский Институт боевых искусств "Минсин", сингапурское Исследовательское общество "Юймин", филиппинское Общество уцзуцюань "Цзинхуа" - все они занимаются уцзуцюань.


Дата: Среда, 25 Июнь 2008
Прочитана: 3378 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • История Окинавского Кулака. Глава 1
  • Тседзюн Мияги о каратэ и не только
  • СТИЛИ ПРОВИНЦИИ ФУЦЗЯНЬ
  • Журавлиный предок Окинавского Каратэ
  • Карате в СССР
  • БУБИСИ
  • Канре Хигаонна
  • Стратегия боя "Белого журавля"
  • Удон ТЕ
  • Встреча Мастеров в 1936г.
    Вернуться назад

    Комментарии (0)
    Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!



  •  
    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Напомнить пароль

     
    Я занимаюсь Каратэ...
    Потому что хочу быть сильным и всех бить
    Потому, что это круто и нравится девушкам (юношам)
    Потому что каратэ - это хорошо для здоровья
    Потому что каратэ - это моя профессия.
    Каратэ - это мой внутренний стержень
    Потому, что это помогает мне в общении с людьми
    Потому, что я люблю все Японское (Окинавское)
    Потому, что это самое эффективное БИ в мире
    Потому, что мой знакомый (знакомая) занимается
    Потому что гольфом и теннисом заниматься дороже
    Потому что это работает - я проверял
    Потому что нравится. Сам не понимаю почему



    Всего голосов: 3515
    Комментариев: 1
    Результат опроса