Начало раздела > Годзю-рю > История

Тседзюн Мияги о каратэ и не только

28 января 1936 года Тсёдзюн Сенсей сделал показательное выступление по каратэ в Меидзи Сётен (магазин) в Сакаи Судзи, Осака. После этого он произнес речь, в основу которой легли его сочинения о каратэ.

КАРАТЭ-ДО ГАИСЕТСУ
Рюкю Кенпо Каратэ-до Енкаку Гаийо:
Исторический Аспект Рюкю Кенпо Каратэ-до.


I. Каратэ Тоуа Нанцоя - Что такое каратэ?
Мы определяем термин каратэ как боевое искусство, которое зависит исключительно от человеческого тела; оружие совсем не используется. В ежедневных тренировках каратэ практикующий стремится улучшить как тело, так и разум. Наше намерение состоит в том, чтобы развить нормальное и здоровое тело, чтобы в случае неожиданной атаки мы могли эффективно защитить себя. То есть, фундаментальный принцип каратэ - поразить противника, используя главным образом естественное оружие - наше тело.
Однако, когда агрессор преобладает превосходящей силой или владеет оружием, мы должны использовать в соединении с нашим естественным оружием любое другое, которое попадет к нам в руки.
Наблюдая захватывающую технику ”разбивания”, можно предположить, что способность ломать дерево, черепицу и камни - это основная суть каратэ. Однако это лишь один из методов тренировки и имеет очень маленькое значение. Суть каратэ глубока так, как бездна. Совершенство или идеал не может быть передан, выражен устно или письменно. Это неосязаемо по своей природе. Единственный способ понять правильно суть - через тренировки познать это в себе.
II. Кенпо Тораи ни Тсуите – О боксе из-за границы
Название каратэ - это специальное имя, данное этому виду искусства на Окинаве. Если мы посмотрим на происхождение каратэ как на боевое искусство, то станет ясно, что оно пришло из китайских боевых искусств.
Если же мы взглянем на корни этих боевых искусств, то найдем эти факты недостаточными. По этому поводу существует много историй.
Одна из них гласит, что они впервые возникли в процессе развития древних культур в малой Азии, а затем постепенно распространялись в сторону Индии. Другая популярная история утверждает, что боевые искусства развились в Китае 5000 лет назад во времена правления Желтого Императора. Какое бы изложение ни явилось точным ясно одно, что боевые искусства зародились давно, в до технологической эре, возникая из естественных инстинктов человека конкуренции и выживания. Мы видим, что они использовали приемы, основанные на движениях птиц и зверей во время поединка. Китайские боевые стили все еще моделируют движения, например, тигра, льва, обезьяны, собаки и белого журавля.
Гораздо позже китайские боевые искусства были разделены на группы: сначала между северными и южными стилями; затем между внутренними и внешними. Внутренние стили, такие как Буто кенпо, характеризуются развитием ”внутренней силы”. Внешние стили, такие как Шаолин кенпо из Кананшо в горах Суцан, характеризуются внешне сильными и мощными приемами и развитием ”го” (твердости).
Много великих мастеров появилось при переходе в династию Танг в Китае. Это был золотой век китайских боевых искусств.
Когда мы рассматриваем историю боевых искусств Рюкю и их китайское происхождение, многочисленные истории вновь заменяют определенные факты или записи. Из всех этих историй достойны упоминания три.
История 1. Представление 36 семей.
Эта история гласит, что в 25-ом году династии Минг в Китае (1392) 36 семей приехали на Окинаву из Фуцхоу и представили здесь китайские боевые искусства.
История 2. Записи Осима
События относятся к 12-му году периода Хореки (1762). Сообщается о судне, которое столкнулось с сильным тайфуном при переходе с островов Рюкю в Кагосима (Япония). Сбившись с курса, судно было вынуждено пристать к Тоса Но Куни (сейчас известен как город Тоса) в Осима. Капитаном был Пеичин Моринари Сиохира, окинавец, мудрый и красноречивый человек. Здесь он встретил Иосихиро Тобе, большого ученого и самурая Тоса. Они долго разговаривали, Тобе записывал слова капитана. Эти трехтомные записи известны как Осима Хики (записи Осима). В третьем томе Пеитсин Сиохира описывает великого практика кенпо из Китая по имени Кусанку, приехавшему на Окинава с группой последователей”. В это время не было боевого искусства на Окинава, называемом каратэ, а было кумиай дзютсу.ф34
История 3. Отсчет с периода Кеитсо (Токугауа)
В 14-м году периода Кеитсо (1609) самурай клана Сатсума по имени Симацу аннексировал острова Рюкю.
После их завоевания был введен указ Сатсума о запрещении всех видов оружия на островах. Во время этого запрета каратэ дзютсу развилось как средство самозащиты, используя лишь пустые руки.
Резюме
Другие истории сообщают, что боевые искусства Рюкю были импортированы из Китая и не создавались на Окинава. Им не придают большого значения. Если мы объективно посмотрим на этот вопрос, то наиболее вероятно, что древнее, туземное окинавское искусство тэ и импортированные были логически соединены вместе, в результате приведя к созданию сверхординарного боевого искусства. Точны эти три истории или нет, верно то, что окинавские боевые искусства пришли к своему современному существованию через много лет различных методов тренировок.
III. Како ни Океру Карате Каи - История Сообщества Каратэ
Точно неизвестно, когда термин каратэ был применен к боевым искусствам островов Рюкю, но мы можем с уверенностью сказать, что он введен недавно. В древние времена эти искусства упоминались как ти (тэ) и ими занимались в большом секрете.
Каждая система передавалась только одному студенту, который считался у учителя самым лучшим и преданным. Если такого ученика не было, то искусство умирало вместе с учителем. Поэтому многие стили сейчас больше не существуют.
В середине периода Мейдзи (1901) каратэ с велением времени стало открытым для общества в основном как метод развития тела и разума. Скрытые методы обучения исчезли. Это был рассвет каратэ в обществе как лучи утреннего солнца. Со временем оно стало неотъемлемой частью окинавской культуры, ценным методом физической и ментальной тренировки.
В апреле 1901 года каратэ впервые официально ввели предметом в отделе физического образования в Сюри Дзиндзё Сёгакко (начальная школа). Это стало началом так называемого коллективного обучения.
В апреле 1905 года клубы каратэ были организованы в Окинава Кенритсу Дай итси Тсюгакко (младшая высшая школа), Наха Сиритсу Сёгио Коко (высшая школа) и Окинава Кенритсу Сихан Гакко (учительский колледж). Недавно клубы каратэ созданы в Окинава Кенритсу Норин Гакко (высшая сельскохозяйственная школа), Кенритсу Когио Гакко (высшая техническая школа) и в Кенритсу Суисан Гакко (высшая морская и рыболовная школа).
В 1921 году каратэ начали преподавать в Полицейской Академии Префектуры Окинава. В 1925 году создается Окинава Каратэ Клуб, а 21 ноября 1930 года - Ассоциация Физических Тренировок Префектуры Окинава, которая включила в себя Клуб Каратэ Окинава. Затем в 1933 году каратэ получило такое же признание, как и дзюдо и кен-до
Дай Нихон Бутокукай основали в мае 1902 года (Меидзи 35). В1933 году 26 декабря (Сёуа 8) Нихон Бутокукай официально санкционировал Бутокукай Окинава как свое отделение с учетом представленных документов и времени.
В начале 1924 года (Таисё 13) в Японии были созданы следующие клубы:
В районе Токио: Кеио Гидзюку Таикукай Каратебу, Токио Кеикоку Даигаку Каратебу, Даитси Кото Гакко Каратебу, Уаседа Даигаку Гакуюкай Каратебу, Нихон Даигаку Каратэ Кенкюкай, Такусёку Даигаку Каратебу, Нихон Даигаку Икка Каратэ Кенкюкай, Сёин Дзёгакко.
В районе Осака: в мае 1930 года Кансаи Даигаку Каратебу, в декабре того же года в том же университете Кансаи Даигаку Сенмонбу; были также созданы клубы в Кото Якугаку Сенмон Гакко Осаки (фармацевтический колледж) и Кото Игаку Сенмон Гакко Осаки (медицинский колледж).
В районе Киото: В декабре 1927 года в клуб дзюдо Тейкоку Дайгаку в Киото пригласили инструктора по каратэ для исследовательских целей. 21 декабря 1935 года в Рицумей-кан Дайгаку был создан клуб военных искусств.
Здесь стоит особо заметить, что боевые искусства Окинавы пользовалось большим уважением. 10 марта 1921 (Таисо 10) наследный принц Сейдзо Хейка (Хиро Хито) своим присутствием оказал большую честь боевым искусствам Окинавы, остановившись на обратном пути из Европы на Окинаве и став свидетелем показательных выступлений карате дзитсу членов учительского колледжа префектуры. В мае 1925 (Таисо 14) младший брат наследного принца, Тситсибу Номия Денка, остановился в Окинаве по пути в Англию и наблюдал выступления в том же колледже. Военное искусство Окинавы было удостоено чести представления и при других королевских событиях.
Среди них – Фестиваль Мейдзи Дзингу Тсинза, который проводился в Мейдзи Срин в Токио в 1930 (Соуа 5), и Сайнен-кан Будо Тайкай в мае 1932 (Соуа 7). В следующем году японский флот стоял в порту Накагусуку в Окинаве, и для наследного принца Фусими Номия Хиройоси и Куни Нимия Тсёю было проведено выступление каратистов.
IV. Современные методы обучения
Согласно устным преданиям, исходные системы каратэ имели целью развитие метода самозащиты. Несмотря на то, что существовали такие изречения, как «в каратэ нет первого нападения», на самом деле духовному аспекту этого типа уделялось мало внимания – скорее, акцент был сделан на физическом аспекте. Впрочем, методы и цель обучения карате со временем изменились таким образом, что оно все больше и больше становилось воспитанием личности. В действительности, основной целью на сегодняшний день является развитие духовной дисциплины, физический аспект отходит на второй план. Я надеюсь, что впоследствии это направление будет продолжено.
В настоящее время на Окинаве и Японии учат следующие инструктора; порядок, в котором они перечислены, не имеет значения.
В Окинаве: Кенцу Ябе, Тсёмо Ханасиро, Тсётоку Кян, Анбун Токуда, Яхацу Киодо, Тсётоку (Тсёсин) Тсибана, Дзинсей Камия, Синпан Гусукума, Секо Хига, Камадо Накасоне, Дзиньян Синзато, Тсёдзюн Мияги.
В Японии: Гитсин Фунакоси, Тсёки Мотобу, Кенва Мабуни, Масару Сауада (Сауяма), Санью Сакае, Моден Ябику, Нисабуро Мики, Ясуро Кониси, Синьдзи Сато, Мизухо Мицу, Камесуке Хигаонна, Синьдзун Оцука, Син Тайра, Коки Сирома , Кан Уетси.
V. О разных стилях каратэ
Ходит много историй, касающихся современной практики карате на островах Рюкю. Однако, в целом это не получило еще должного исследования; объяснения в большинстве своем туманны, с небольшой опорой на факты.
Карате обычно разделяют на два типа: Сёрин-рю и Сёрей-рю. Говорят, что Сёрин-рю подходит людям высокого роста, обладающим крупным телосложением; в то время как Сёрей-рю подходит тем, кто физически мал и тонок, как ива. По моим собственным наблюдениям, это на самом деле не имеет большого значения.
Стиль, который известен нам сейчас как Годзю-Рю возник из боевых искусств провинции Фуккен с 1828 года. Он передавался от поколения к поколению благодаря усердной практике его ранних последователей.
Мы можем с уверенностью сказать, что Годзю-Рю каратэ кенпо – это законный наследник традиций фуккенского боевого искусства.
VI. Характеристики каратэ
Наиболее отличительными характеристиками карате являются:
1. Нет необходимости в большой площади для тренировок;
2. Заниматься карате можно как одному, так и в группах;
3. Если необходимо, занятия карате можно провести в сжатые сроки;
4. Карате могут заниматься и мужчины, и женщины, пожилые люди и дети. Сильный или слабый, все могут заниматься, выбрав подходящие для их физического состояния техники тренировок и ката.
5. Для занятий карате не требуется много денег. Более того, используется только простая экипировка, если и это невозможно, карате можно заниматься без всякого оснащения.
6. Занятия карате чрезвычайно эффективны в развитии крепкого и здорового тела, доказательством тому может служить тот факт, что многие каратисты преклонных лет находятся в отменном здоровье.
7. Тренировка тела и духа в карате приводит к развитию сильного характера и неукротимого духа.
VII. Будущее карате-до
Дни, когда обучение каратэ проводилось тайно, уже в прошлом. Пришло время, когда каратэ-до должно практиковаться с определенным обязательством перед обществом. Будущее военного искусства неизмеримо обширно. Истинные аспекты карате должны быть введены в общество, а мастера боевых искусств, представляющие различные стили, должны работать в этом направлении.
Я долго думал об этом и чувствую, что через изучение и свободный спарринг мы должны решить давно стоящий перед нами вопрос о ценности защитного оснащения. Если мы сможем безопасно использовать это оснащение, тогда мы можем практиковать свободный спарринг на том же уровне, как и другие боевые искусства и развивать те же духовные цели.
Появились серьезные и полные энтузиазма каратисты не только в районах Кансаи и Канто с большого острова Японии, но и далеко – на Хоккайдо на севере и на Тайване на юге. Энтузиазм по поводу карате возник по всей Японии. Среди японских деятелей боевых искусств теперь существует здоровый дух конкуренции в изучении процесса роста и развития.
Эта тенденция не ограничена Японией; увлеченные занятия карате распространены и за океаном. Один человек, закончивший Токийский Университет, теперь посвятил себя изучению и распространению каратэ в Европе.
В настоящее время на Гавайях процветает повсеместное увлечение каратэ. В мае 1934 года я получил приглашение от окинавского эмигранта, который владел гавайской газетой. Приглашение было послано с намерением развивать там каратэ. Повсюду на островах уже есть группы по изучению каратэ. Я предвижу развитие этой тенденции. Я верю, что карате будет развиваться не только как японское боевое искусство; оно распространится по всему миру и станет поистине международным.
VIII. Методы обучения
Рассматриваем ли мы факторы возраста, физической силы, характер работы, питание, и т.д. , положение каждого человека в жизни будет различным. Из этого следует, что физическое развитие каждого человека будет различным. Таким образом, для того, чтобы освоить карате, важно, чтобы каждый освоил йоби ундо* После этого следует освоить кихон гата (основные ката), ходзё ундо (дополнительные упражнения), кайсю гата (все ката, кроме Сантсин и Тенсё), и кумитэ реньсю (практика спарринга). Далее следует объяснение этого обучения в общих чертах.
Йоби Ундо (дзюнби ундо) – Подготовительные упражнения: сначала даются систематические упражнения для каждой части тела. Делаются упражнения на растяжку, которые одновременно укрепляют тело и развивают выдержку. Каждая тренировка завершается теми же упражнениями, так, чтобы дыхание выровнялось и успокоилось. После этого происходит знакомство с фундаментальными ката – Сантсин, Теньсё и Найфаньтси (Сёрин-рю). Йоби ундо позволяет ученику легче освоить и понять фундаментальные ката.
Кихон гата – Основные ката: Сантсин, Теньсё и Найфаньтси являются фундаментальными ката. Цель этих упражнений – развить хорошую осанку и формы, освоить правильные методы дыхания, добиться гармонии дыхания и движений. Более того, кихон гата учит, как правильно и в гармонии с дыханием сосредоточить энергию. Это, в свою очередь, содействует развитию сильного духа и телосложения и развивает силу будо или ки.
Ходзё Ундо – Дополнительные упражнения: упражнения ходзё ундо имеют целью совершенствование навыков, полученных в кихон гата. Эти упражнения направлены не только на то, чтобы развить силу тела в целом, но развить каждую часть тела отдельно в процессе создания силы всего тела.
Кайсю гата – В настоящее время там существует примерно от 20 до 30 различных ката. Имена ката различаются согласно их создателям. Каждая ката содержит множество движений нападения и защиты в определенной последовательности и выполняются во всех направлениях.
В общем и целом ката - это упражнение для всего тела, в то время как отдельные движения выполняются с целью самозащиты. Для выполнения каждого движения необходимо единство души и тела (ки). Цель боевого искусства – в объединении ума, духа и силы. Выполняемые с достаточной выносливостью, упражнения ката могут быть чрезвычайно эффективными в достижении результата самореализации.
Кумитэ Реньсу – Спарринг: в упражнениях кумите техники, содержащиеся в кайсю гата, практикуются с истинным духом боевого искусства в атмосфере «реального боя», где от каждого ждут достижения пределов его способностей.
Чтобы подвести итог вышесказанному, отметим, что когда начнутся усердные и искренние занятия ката, чтобы объединить тело и дух человека, тогда начнется правильный путь к постижению каратэ. Посредством занятий кайсю гата и кумитэ даже малейшие детали каратэ-до могут быть усвоены телом. Истинный дух боевых искусств может возникнуть с практическим применением нападения и защиты.


Дата: Среда, 28 Январь 2009
Прочитана: 3638 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • История Окинавского Кулака. Глава 1
  • СТИЛИ ПРОВИНЦИИ ФУЦЗЯНЬ
  • Журавлиный предок Окинавского Каратэ
  • Карате в СССР
  • БУБИСИ
  • Канре Хигаонна
  • Кулак пяти предков
  • Стратегия боя "Белого журавля"
  • Удон ТЕ
  • Встреча Мастеров в 1936г.
    Вернуться назад

    Комментарии (1)
    Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!
    pbzhd | 16.06.2017 14:34
    Re: Тседзюн Мияги о каратэ и не только
    Уважаемые редакторы!
    Спасибо за интересный материал.
    Существует перевод данной статьи Тёдзюна Мияги на английский язык
    http://seinenkai.com/articles/sanzinsoo/outline.html
    где указывается, что он сделан с сокращениями.
    Очевидно, опубликованный вами перевод делался по какому-то другому, более полному источнику. Не могли бы вы его указать, вместе с автором перевода? Если текст был взят с другого ресурса, просьба дать ссылку.
    Спасибо!




  •  
    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Напомнить пароль

     
    Я занимаюсь Каратэ...
    Потому что хочу быть сильным и всех бить
    Потому, что это круто и нравится девушкам (юношам)
    Потому что каратэ - это хорошо для здоровья
    Потому что каратэ - это моя профессия.
    Каратэ - это мой внутренний стержень
    Потому, что это помогает мне в общении с людьми
    Потому, что я люблю все Японское (Окинавское)
    Потому, что это самое эффективное БИ в мире
    Потому, что мой знакомый (знакомая) занимается
    Потому что гольфом и теннисом заниматься дороже
    Потому что это работает - я проверял
    Потому что нравится. Сам не понимаю почему



    Всего голосов: 3515
    Комментариев: 1
    Результат опроса