Начало раздела > Годзю-рю > История

БУБИСИ

Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат "Бубиси" (кит. "Убэйчжи") - "Книга о военной подготовке". "Бубиси" написан на старокитайском языке вэньяне. На его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ-цюань) и Архата (Лохань-цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь.

История окинавского каратэ хранит в себе множество загадок. До сего дня не установлено соотношение местных и иностранных (в первую очередь китайских) традиций рукопашного боя в его становлении, неизвестно точно, как выглядело окинавское кэмпо в XVIII-XIX веках. Почти полное отсутствие надежных письменных источников, слабая изученность истории Окинавы и ее культуры в целом, ставят на пути исследователей серьезные препятствия. Однако в последнее время ситуация начала понемногу поправляться. Были найдены и опубликованы важные материалы, проливающие свет на историю, теорию и практику старинного каратэ Окинавы. Это свиток, написанный великим мастером Мацумурой Соконом (1796-1893) и опубликованный в июле 1960 г. в газете "Окинава таймусу" под названием "Буси Мацумура-но каратэ макимоно" ("Свиток по каратэ буси Мацумура"), наставления Итосу Ясуцунэ и ряд других. Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат "Бубиси" (кит. "Убэйчжи") - "Книга о военной подготовке". "Бубиси" написан на старокитайском языке вэньяне. На его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ-цюань) и Архата (Лохань-цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве. "Бубиси" предположительно появился на острове в середине XIX века. Одни исследователи полагают, что "Бубиси" был привезен окинавцем, специально ездившим в Китай изучать тамошние боевые искусства. Другие считают, что его авторы - китайцы из района Кунинда крупнейшего окинавского города Наха. Третьи придерживаются мнения, что "Бубиси" был составлен окинавцами на основе нескольких более мелких текстов по китайскому кулачному искусству. Впрочем, доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу возможности нет. "Бубиси" представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый "метод отсроченной смерти" (дим мак), практике гомеопатии в боевых искусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства. Причем энциклопедия из разряда "секретных". Свидетельством этому является хотя бы то, что 5 из 32 статей подробно, с иллюстрациями, рассказывают о "святая святых" дальневосточного боевого искусства - "смертельном касании". Здесь подробно изглагается теория "работы по точкам", дана их локализация, указаны принципы выбора уязвимой точки в зависимости от времени суток для наиболее эффективного поражения противника. Немалую часть текста (7 статей) составляет описание применения различных лекарственных растений. Написан этот раздел очень сухо и кратко. В нем использованы старинные кодированные названия трав, бытовавшие среди фуцзяньских китайцев. Поэтому данные статьи тоже предназначались лишь посвященным. В остальных статьях описываются приемы школ Белого журавля и Архата. Среди них выделяется статья 29: "48 рисунков, [показывающих] приемы самообороны". В ней в рисунках, изображающих сражающихся бойцов, довольно ясно показано боевое применение приемов. Это редчайшее явление в старой литературе по китайским боевым искусствам, где обычно в целях "защиты информации" изображались лишь одиночные комплексы (таолу). Причем, как правило, описание применения движений таолу отсутствовало, а все названия были шифрованы (например, "Превратиться в железного быка"), что не позволяло проникнуть в суть приема. Поэтому статья "48 рисунков, показывающих приемы самообороны" является бесценным источником по цюань-шу школы Белого журавля и окинавского кэмпо середины XIX века. В частности, патриарх школы Сёрин-рю Нагаминэ Сёсин, считает, что "48 рисунков, показывающих приемы самообороны, в совокупности со статьями, описывающими технику поражения уязвимых точек, являются чудесным ключом к постижению боевого применения старинных ката". Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены простые, но эффективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько болевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после падения на землю, приемам маневрирования - уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции. "Бубиси" получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского боевого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты "Бубиси" были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в его книге "Каратэ-до кёхан" ("Наставление по каратэ-до"). Это "Восемь предписаний кэмпо", "Принципы Сунь-цзы", "Захваты и освобождения от них". Родоначальник окинавского направления Наха-тэ Хигаонна Канрё (1853-1915) глубоко почитал этот замечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тёдзюн (1888-1953) считал "Бубиси" "Библией каратэ" и позаимствовал из него название для своей школы. Немалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Ямагути Гогэна (1909-1989) по прозвищу "Кот" произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о "самом драгоценном тексте" каратэ. Очень высоко ценил "Бубиси" и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним из очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окинавского каратэ - "Сюри-тэ и Наха-тэ. В 1934 году в своей книге "Кобо дзидзай каратэ кэмпо" ("Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться") он писал: "Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель Итосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и хранил в тайне". В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат "Бубиси" доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить. В настоящее время ряд специалистов по истории каратэ и китайских ушу развернули широкие исследования "Бубиси". Их плодом стали публикации трактата на современном японском (см. Оцука Тадахико. Окинава-дэн Бубиси. Токио, 1985) и английском языках (McCarthy, Patrick. The Bible of Karate. Rutland, - Tokyo, 1995).

Данный перевод на русский язык основывается на английском тексте Мак-Карти. Причина проста - японское издание, а тем более полный текст на вэньяне автору настоящей публикации недоступны. Безусловно, что перевод с перевода сильно снижает ценность материала, тем более, что сравнениt текста МакКарти с доступными фрагментами на старокитайском вэньяне позволило мне выявить ряд ошибок и неточностей английского переводчика. Тем не менее, хочется надеяться, что для наших читателей, интересующихся историей каратэ, этот материал все же будет полезен. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию перевод статей "Бубиси", посвященных непосредственно искусству поединка.

 

Статья 8. Рассуждение о поражении захватами и ударами кровеносных сосудов и сухожилий при помощи способа жесткого кулака

Рассуждая о ценностях традиции боевого искусства, нельзя упускать из виду важность приемов "жесткого кулака". Говорят, если сильно ударить этим секретным приемом жизненно-важную точку человека, результатом может быть смерть. С другой стороны, атака на мышцы или суставы точным ударом может парализовать человека.

Я слышал, что при помощи этой техники можно разрушить непосредственно ци человека. Если [эту технику] правильно использовать, даже [для поражения] второстепеннной точки, результатом может быть смерть. Разница только в том, через какое время наступит смерть.

Время, [через которое] наступает смерть, целиком зависит от того, как и когда была поражена жизненно-важная точка. Например, тяжелая травма может убить человека мгновенно, тогда как другие, менее концентрированные атаки, как говорят, вызывают слабоумие.

Этот странный метод может показаться фантастическим, но, хотя я никогда не видел его реального применения, я не могу отрицать его существования. В действительности до сего момента я никогда не высказывал своего мнения по этому вопросу.

Изучая этот предмет, в тайных книгах о кровеносных сосудах я обнаружил [различные] теории [строения] человеческого тела и того, как Ян и Инь влияют на него. Двенадцать органов, отвечающих за функционирование нашего организма, имеют соответствующие каналы, расположенные по всему телу. По ним проходят потоки ци, восходя и опускаясь. Описывают их как "меридианы". Вдоль каждого из этих каналов расположены особые точки, известные как "одиночные" и "парные". Каждый из наших внутренних органов регулярно, в зависимости от времени суток, имеет [период] высокой и низкой [активности] ци. Почти также, как принципы акупунктуры используются для исцеления пациентов, вполне возможно изменить этот процесс и нарушить функцию органа поражением этих и других точек.

Возможно, что сведения об этом различаются в разных школах, [здесь я излагаю] это так, как получил сам. Я сожалею, что не могу предложить [на этот счет] более убедительного анализа.

По моему собственному опыту, самые чувствительные жизненно-важные точки человеческого тела суть следующие:

  1. глаза;
  2. мечевидный отросток (CV 15);
  3. центры рук (LI 10);
  4. на артерии в основании подмышки (HT 1);
  5. копчик (GV 1);
  6. кончик одиннадцатого ребра с обеих сторон (LIV 13);
  7. поясничный отдел и две стороны одиннадцатого поясничного позвонка (BL 20; пи-шу).

Рассуждая о том, какое влияние на наше тело оказывают природные явления, мы всегда должны отслеживать свой стиль жизни, чтобы быть в согласии с холодом зимы и жарой лета. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Будь тактичен, но предусмотрителен.

Так же, как и в случае использования лечебных трав для исцеления болезней, проистекающих от нарушения работы внутренних органов, можно обеспечить наилучший целебный эффект, используя предписания в соответствующий временной период активности. Используя те же принципы, можно нанести вред какому-либо внутреннему органу, воздействуя на определенные точки в периоды их активности:

 

Восемь предписаний кэмпо

  1. Дух един с небом и землей.
  2. Циркуляция крови связана с солнечными и лунными циклами дня.
  3. Вдох зарактеризует мягкость, а выдох - твердость.
  4. Применяйся к изменяющимся условиям.
  5. Ответ должен следовать без сознательной мысли.
  6. Дистанция и позиция определяют исход встречи.
  7. Сумей увидеть то, что невидимо.
  8.  Ожидай то, что неожиданно.

Принципы древнего закона

Вновь я хотел бы подчеркнуть важность этих древних принципов. Этим я надеюсь прояснить всю неразбериху, касающуюся правил полярности и теории течения [энергии ки] по меридианам. Поскольку этот закон оказывает влияние на всех людей, нужно тренировать рано утром, когда ки пребывает в покое.

Если все люди овладеют этими методами, станет меньше насилия. Если знаешь кого-либо, кто обладает этим особым мастерством, проси его научить тебя. Награда, получаемая в результате тренировки, неизмерима для тех, кто сохраняет прилежание и следует правильному пути. Однако это не относится к людям с дурным характером.

Когда тебе приходится драться, теория и приемы должны быть едины; побеждает тот, кто лучше подготовлен. Когад схватываешься с врагом, отвечай инстинктивно. Движения должны быть быстрыми и материализовываться без раздумий. Никогда нельзя недооценивать противника. Следи за тем, чтобы не тратить силы на ненужные движения. Если заметишь или создашь раскрытие, немедленно воспользуйся им. Если он побежит, преследуй, но будь готов [встретиться с ловушкой], ожидай неожиданное и не расслабляйся. Ты должен оценивать все во время боя.

 

Стратегия кэмпо

Кто-нибудь может увидеть твое боевое мастерство и сравнить со своим. Однако помни, что каждый поединок - особый, поэтому отвечай в соответствии с меняющимися обстоятельствами и возможностями. Используй движения вправо-влево, вверх-вниз во все мыслимые врата нападения и защиты. Избегай применять сложную защиту и помни, что базовая техника и чувство здравого смысла [помогут тебе] пройти длинную дорогу. Я не могу в должной мере выразить важность использования раскрытия, но не забывай, что противоположное относится и к тебе; всегда сознавай те раскрытия, которые ты представляешь противнику.

Если противник схватит тебя выше пояса, используй руки подобно "порхающим бабочкам". Если тебя атакуют ниже пояса, используй руки чтобы подцепить его "подобно трепещущей рыбе в воде". Если столкнулся с противником, ты должен выглядеть столь же уверенным и могучим как волк или тигр, преследующий свою добычу.

Хорошо изучи принципы "жесткого" и "мягкого" и постигни их применение в физической и метафизической сферах. Будь гибок, встречаясь с силой (будь также человеком скромным и терпимым), но используй силу для одоления противоположного (будь прилежен в следовании справедливости).

Чем больше тренируешься, тем лучше узнаешь себя. Всегда используй круговое движение с севера на юг и не забывай, что в мягкости есть сила. Никогда ннельзя недооценивать противника и использовать больше силы, чем абсолютно необходимо

для обеспечения победы, иначе сам проиграешь. Это и есть принципы древнего закона.

 

Принципы Сунь-цзы

  1. Знай себя и своего противника, и ты не будешь знать поражений.
  2. Знание только себя и незнание противника уменьшает твои шансы наполовину.
  3. Незнание себя и противника означает неминуемое поражение.
  4. Будь серьезен, но гибок; используй уклонение, чтобы не стать жертвой привычки.
  5. Победа без борьбы - это высшее достижение воина.

Никогда не забывай эту мудрость и живи в соответствии с принципами воина.

. Захваты и освобождения [от них]

  1. Язык тела и обманные движения важны в бою. "Читай" своего противника и создавай раскрытия.
  2. Разрушая равновесие противникаЮ ты получаешь больше возможностей для победы. Осознание и восприятие - это могучее оружие.
  3. Если тебя атакуют спереди, вспомни о нападении на пах.
  4. Когда защищаешься от захвата за волосы сзади, осядь вниз и резко обернись, руки должны защищать лицо, потом бросайся на [противника], выводя его из равновесия.
  5. Если кто-то попытается отдавить тебе ногу, будь готов защищаться при помощи рук.
  6. Если кто-то сильно тянет тебя за волосы, нападай на сустав большого пальца руки и свали [противника] наземь.
  7. Низкие контратаки - это правильный [ответ] на высокую атаку.
  8. Используй высокие контратаки в ответ на низкие атаки.
  9. Стратегия очень важна, когда имеешь дело с бойцом, хорошо бьющим ногами. Не ограничивай себя лишь попытками вывести его из равновесия. Старайся предвидеть его намерения, перехватывай удар ногой и подцепи его ногу.
  10. Немедленно используй преимущество, когда противник волнуется, чересчур возбуждается или приходит в смятение, постоянно оценивая его состояние.
  11. Когда на тебя нападают сзади, используй свое "чувство касания" и язык его тела, чтобы предвидеть намерения [противника]. Всеми силами старайся зайти в тыл противнику.
  12. Если хочешь напасть на восток, снаачла сделай движение на запад. Никогда не раскрывай свои подлинные намерения. Если ты решишь двигаться по прямой линии, знай, что у тебя за спиной.
  13. Если противник кусает тебя, немедленно атакуй его горло.
  14. Когда тебя душат, контратакуй ударом по ушам или бей глубоко в ребра.
  15. Когда уклоняешься от топчущего удара, сделай шаг в сторону и контратакуй тем же приемом.
  16.  Никогда не [пытайся] проводить прием, когда твое равновесие нарушено, поскольку подготовленный боец почти наверняка воспользуется этой ситуацией.
  17.  Превосходный стратег применяет в свою пользу атаки на разных уровнях, а
  18. не одиночные удары руками и ногами.
  19. Если кто-то захватывает твою одежду, нанеси ему удар коленом.
  20. Вдох характеризует мягкость, а выдох - жесткость. Всегда сознавай это равновесие и применяй себе на пользу.
  21. Сохраняй равновесие во время и после броска, так как это чрезвычайно важно, чтобы продолжить [атаку] добивающим ударом.
  22. Особенно внимательным нужно быть, вступая в бой с противником, использующим метод "пьяного кулака", поскольку [такой боец] непредсказуем. Этот необычный стиль применяет очень обманчивые перемещения ног и включает в себя безграничное [множество] приемов.
  23. Хотя низкая стойка противника может снизить его подвижность и мешать применению ударов ногами, будь осторожен, поскольку она повышает силу [ударов] руками. Старайся вклиниться внутрь высокой стойки противника.
  24. Когда наносишь высокие удары, существует некоторая опасность для тебя, особенно же - для твоих половых органов. Следи, чтобы не наклоняться чересчур вперед и не отклоняться чересчур назад и все время защищай свои гениталии.
  25. Если зацепишь ногу противника своей ногой, немедленно бей рукой. Затем брось руки сверху вниз, выдергивая ноги [противника] из-под него.
  26. Если тебя свалили на землю, всеми силами старайся поразить противника в пах.
  27. Если кто-то обхватит тебя сзади поверх твоих рук, разбей ему лицо своим затылком, прежде чем перейти в контратаку.
  28. Верный способ предотвратить убийство людьми друг друга в драке - это напасть на артерию на шее.
  29. Если противник бросается на тебя и оюхватывает нижнюю часть тела, используй обе руки для шлепка по ушам или атакуй его макушку.
  30.  Если хочешь свалить противника наземь, продолжай двигаться и, перед тем как начать бросок, сделай обманное движение в "его тень".

 

Окинавское «Бубиси» предположительно является синтезом учений стилей Белого Журавля и Шаолинь-цюань, то есть систем самообороны, где оружием являются пустые руки. Книги о самообороне, различных упражнениях и формальных комплексах были распространены в Китае в конце XIX столетия так же, как и сегодня. Многие люди, как и сейчас, учились в те времена самообороне по книгам. В окинавском «Бубиси» системы Белого Журавля и Шаолинь-цюань объединены в уникальный усовершенствованный стиль ведения боя. Мы не знаем, является ли оригиналом эта книга или это рукописное руководство некоторой существовавшей школы, скопированное учениками. Мы также не знаем, был ли этот текст написан или собран в Южном Китае или на Окинаве. Окинавское «Бубиси» является одновременно и собранием техник, ката, стратегий, карт жизненно важных точек, материалов по народной медицине, так и моральным кодексом чести для адептов боевых искусств. Это собрание различных материалов формирует теорию и практику традиционного каратэ (первоначально называвшегося тотэ-дзюцу – этот окинавский термин обозначает «китайское кэмпо»). Мияги Тёдзюн (основатель Годзю-рю), Мабуни Кэнва (основатель Сито-рю), Фунакоси Гитин (основатель Сётокан), Ямагути Гогэн (основатель японского Годзю-кай), как и многие другие мастера каратэ, имели собственные копии «Бубиси» и обнародовали их в своих популярных книгах о каратэ. Хотя многие авторы утверждают, что Хигаонна, Итосу и другие отцы современного каратэ тоже имели копии «Бубиси», подтверждений этому нет. Даже свидетельство Мабуни неоднозначно на фоне тенденции мастеров современного каратэ погружать историю каратэ в туман легенд и мифов, скрывая истинный источник каратэ – китайское цюаньфа. За редкими исключениями, большинство ранних исторических исследований каратэ было сделано на любительском уровне, без подготовки в исторической методологии исследования легенд и гипотез и при отсутствии достоверной информации. Окинавское каратэ (называемое также тотэ-дзюцу) не было официальным гражданским искусством самообороны, методом укрепления здоровья и развития выносливости, приспособленным к окинавской культуре, на которую сильно повлияли китайские литература, искусства, медицина, сельское хозяйство, религия и торговля. В 20-30-ых годах ХХ века сильное желание узнать происхождение этого искусства боя пустыми руками заставило таких людей, как Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва, Кёда Дзюхацу, Ханасиро Тёмо, Мотобу Тёю и других начать неофициальные исследования происхождения окинавского каратэ. Эти люди имели образование (большинство более ранних мастеров каратэ было неграмотными или необразованными людьми), и были воспитаны в японской образовательной системе. Именно в этот период китайское происхождение каратэ активно исследовалось, и китайский мастер был особенно необходим в этом предприятии. Им стал У Сян Ки или У Сяньгуй, больше известный как Гокэнки, китайский мастер стиля Белого Журавля, живший в городе Наха. Гокэнки был близким другом Мияги, Мабуни, Кёды, Матаёси, Ханасиро, Киндзё Кана, и других будущих мастеров каратэ, и давал им свои советы. Гокэнки было почтительным прозвищем, званием, данным людьми, означающим «Великий и благородный мастер». Есть гипотеза, свидетельствующая о взаимосвязи между Гокэнки и окинавским «Бубиси». Мы знаем, что Мияги сделал несколько поездок в Китай, некоторые из них вместе с Гокэнки, который представлял своего окинавского друга некоторым крупным мастерам цюаньфа и помогал ему находить книги по китайским боевым искусствам. Годзю-рю (система, созданная Мияги) начинается с упражнения Хигаонны «Сантин». Это ката основано на китайских техниках и методиках обучения, поэтому Мияги занимался их исследованиями особенно активно и постоянно находился под влиянием советов Гокэнки. Тоон-рю мастера Кёды является единственным стилем, сохранившим оригинальные идеи Хигаонны, но и он (Кёда) также находился под сильным влиянием Гокэнки, от которого Кёда узнал относящееся к стилю Белого Журавля ката Нэпай (в 1932 году).

Окинавское «Бубиси» - это сборник текстов, а не изначально единый текст. Так, например, мы можем найти в тексте расхождения в системе расположения жизненно важных точек. Одна система основана на теории акупунктуры и дана без конкретных рекомендаций по применению; другая основана на экспериментах и опыте, третья часть показывает результаты, которые мы можем наблюдать только при ударах копьем, а не руками, независимо от того, как рука набита (сильные руки не могут пробить почку, вырвать печень или кишки; для этого предназначены копья). С другой стороны, методы и стратегии обучения рукопашному бою, описанные в окинавском «Бубиси», очень эффективны и являются настоящим сокровищем для мастеров каратэ. Мияги, например, использовал теорию «Бубиси», чтобы сделать анализ ката Хигаонны и создать на их основе дополнительные ката для придания системе обучения в Годзю-рю конечного вида. Медицинскую часть окинавского «Бубиси» обычно путают с нелепыми теориями о связи системы расположения жизненно важных точек с астрологией. Рисунки на меридианах акупунктуры представлены без практических руководств, а жизненно важные точки даны вместе с рецептами травяных лекарств и рецептами прижигания моксой. В настоящее время эта часть «Бубиси» представляет наибольший интерес для фольклорных и исторических исследований народной китайской медицины, но применять эти рекомендации очень опасно, так как по тексту невозможно понять, как правильно это делать. Преподаватели каратэ должны сначала изучить методы экстренной помощи и реанимации на медицинской/детской кукле прежде, чем применять их в своем додзё и на соревнованиях.

Сантин и Пайпурэн

 

Окинавское «Бубиси» описывает систему, основанную на боевом цигуне. Читая описание основных движений упражнения, мы делаем вывод, что неизвестный автор обращается к ката Сантин, называя его Пайпурэн. Но это ката не похоже ни на ката с тем же названием из Сито-рю, ни на ката стиля Кричащего Журавля (в настоящее время более известное в кругах боевых искусств, как Хакуцуру). Джордж Александер и Кен Пенленд, переводя «Бубиси», обнаружили сей факт и использовали название Сантин вместо Пайпурэн. Вполне возможно, что старое название ката Сантин было Пайпурэн. В любом случае, и ката Сантин, и Пайпурэн являются основными формами (синъи), предназначенными для развития мышц тела и овладения умением контролировать ки. Подобные упражнения могут принимать различный вид в разных школах. Сантин, Пайпурэн и другие дыхательные ката позволяют ученику концентрировать свою энергию и направлять ее в любую часть тела, чтобы нанести удар или заживить раны. «Боевое ки» (или цзин) концентрируется в тандэн (дан-тьен), когда энергия находится в символической форме тигра. Оттуда энергия может перемещаться ко всем сюэн (кюсё) точкам тела, и в этом движении ки отображается в символической форме журавля. Наконец, ки может выплескиваться при энергетическом движении, отображаемом в символической форме дракона. Пайпурэн переводится, как «связка из восьми шагов». Этот термин принадлежит китайскому эзотеризму, связанному с мировыми изменениями (динамический символ этого явления представляет собой вечные циклические изменения природы, которые вместе с небесами и человеком формирует общее единство), представленными в виде восьми триграмм (багуа). Мы можем сделать вывод, что ката Пайпурэн связано с этим учением, и ее тренинг имеет глубокое значение. В своих практических аспектах, Сантин или Пайпурэн представляют собой принципы, являющиеся особенностями цюаньфа:

• ката - это тренировка правильного способа дыхания (через тандэн). Неправильный способ дыхания является причиной предрасположенности ко многим болезням и излишней трате жизненной энергии;

• ката также является тренировкой правильной осанки (с прямой спиной, отклоненной назад без напряжения в естественном положении), которая необходима для эффективного выполнения боевых техник. С другой стороны, неправильная осанка позвоночника также является причиной болей в пояснице, головных болей, а также проблем с умственной концентрацией;

• ката - это тренировка правильных стоек для занятий боевыми искусствами: ноги должны быть внедрены в землю, а энергия естественно сконцентрирована в центре тела (дань-тьен) таким образом, чтобы иметь возможность выстрелить при мощном движении (ударе или блоке);

• ката также преподают основы камаэ: представитель боевых искусств должен одновременно бить из центра своего тела и защищать его.

Дальнейшее развитие техник и стратегий зашифровано в высших ката. «Бубиси» описывает эти ката, но не упоминает о приемах в них. Это Хакуцуру (Хакаку), Усэйси (Годзюсихо), Нисэйси (Нидзюсихо), Нэпай (Нипайпо), и четыре ката из стиля Раккан-кэн (Лохань-цюань, «Стиль архата»). В версии «Бубиси» Мабуни существует еще ката, состоящее из 34 приемов, но в тексте нет истории ее создания и описания приемов.

Тэнсё и Роккисю

 

Многие авторы относятся к ката Роккисю («Шесть техник рук») из окинавского «Бубиси», как к источнику ката Тэнсё Мияги, но связи между движениями Тэнсё и Роккисю, описанными в последних версиях окинавского «Бубиси», нет. Нет также ни одного общего момента, связывающего ката Роккисю с ката Хаппорэн, как считают некоторые авторы. Однако существует близкое сходство между техниками ката Тэнсё и ката Какуфа, и вполне вероятно, что ката Тэнсё есть личная адаптация ката Какуфа, которое Мияги знал и преподавал до 40 лет. Глава о Роккисю в тексте окинавского «Бубиси» представляет собой описание шести техник открытой руки. Эти техники рук элементарны и не требуют специальной подготовки. В моей версии этот текст представляет собой специальную вставку, помещенную вместо истинного текста о Роккисю и возможно несущую в себе ключ, предназначенный для восстановления основы техники Роккисю, не проиллюстрированной и не описанной в книге. Оригинальное ката Тэнсё мастера Мияги, объединяет движения рук, как будто вращающие мяч. Форма исполнения этого ката повлияла на рисунок всех кат Годзю-рю и типично для ката стиля Белый Журавль. К сожалению, в современном Годзю-рю существует тенденция к забвению этого ката из-за преобладания спортивного подхода к его исполнению. Нынешнее ката Тэнсё отличается от старого Тэнсё тем, что стало более «жёстким». Основная причина, которая заставила первых мастеров Годзю-рю изменить это ката, заключалась, в том, что это ката было очень мягким и смотрелось очень уж «женственно» (Мияги был похож на феминиста при выполнении этого ката). Мужественность, культивированная среди молодых японцев того времени, не способствовала популярности этого ката. Как результат модификации этого ката, оно превратилось в упражнение для мышц запястья.

48 техник цюаньфа

 

Мастера Мабуни и Ямагути Гогэн придавали огромное значение наиболее хранимому учению «Бубиси» - 48 иллюстрированным техникам ката (статья №29), показанным в виде поединка. Мабуни в своей книге 1934 года издания привел только 28 приемов. Возможно, потому что понял, что эти техники наиболее важны из всех. Они закладывают основу описанной системы, а также большинства бункай старинных (корю) ката. Понимание и тренировка этих техник – есть знание, которым должны овладеть все истинные мастера каратэ. Много спорят об истинной интерпретации этих рисунков, однако, некоторые из них абсолютно понятны для того, кого знает практические принципы дзю-дзюцу или знает китайский источник японского дзю-дзюцу. С другой стороны, большинство этих техник можно легко найти в китайских ката, использованных Мияги для заложения основы системы Годзю-рю. а также в других старинных окинавских ката. Это вступление показывает собой важность, которую играет «Бубиси» в развитии системы Годзю-рю. Мы можем, например, легко заметить во многих рисунках бункай ката Годзю-рю и некоторых традиционных окинавских ката

 

Стили цюаньфа из «Бубиси»

 

Окинавское «Бубиси» рассматривается нами как текст о кэмпо стиля Белого Журавля, однако в начале книги мы читаем, что эта система бокса была создана женщиной и развита позже сильным и квалифицированным бойцом стиля тигра Зен Сишу. Таким образом, это смешанная система тигра и журавля. Фактически, книга (статья №28) сама иллюстрирует этот факт: сначала идет изображение женщины, как возможного создателя белого журавля, в классической стойке хакуцуру-но камаэ, а в стороне изображен человек в стойке тигра из начала ката Годзюсихо. Оба рисунка предшествуют другим (статья №27), где изображена открытая стойка из ката Нисэйси, относящаяся к стилю белой обезьяны. С другой стороны, стиль архата часто цитируется и описывается по всему тексту. Таким образом, окинавское «Бубиси» является синтезом, по крайней мере четырех стилей: белого журавля, архата, белой обезьяны, и тигра. Однако мы вероятно должны добавить еще один стиль, чтобы наш вывод совпал с китайской легендой о пяти мифологических отцах-основателях. Вероятно, мы должны добавить стиль пьяницы, который также описывается в тексте как очень эффективный стиль.

 

«Журавль» и «тигр»

Возможно, «Бубиси» - система, основанная на синтезе пяти больших шаолиньских стилей типа пяти предков, который был создан из этих пяти систем при использовании стиля белого журавля в качестве основы.

Женский образ

 

Обычным явлением в китайских боевых искусствах являются легенды о женщине, как об основателе или мастере боевых искусств. «Бубиси» рассказывает про женщину-создательницу стиль белого журавля, Фан Циньнян. Она получила основные познания в боевых искусствах еще в детстве от своего отца Фан Сюшу, мастера стиля архата, который был предан и убит в борьбе за власть над деревней Ёнчунь. Фан Циньнян поклялась отомстить за смерть ее отца. Однако она была хрупкой женщиной и понимала, что ей необходим сильный и обученный помощник для исполнения своей мести. Она обратилась к известному бойцу стиля тигра Чжень Цишу и обучила его своей технике, маневрам и ударам по болевым точкам, что помогло преобразовать стиль в новую систему бокса. Боец стиля тигра был убежден в превосходстве метода белого журавля после того, как не смог отразить удар Циньнян. Однако она не имела достаточно сил, чтобы победить его. Таким образом, Чжень Цишу, соединив твердый принцип (Ян, Го) тигра с мягким принципом (Инь, Дзю) журавля, создал новый стиль цюаньфа. Это было союз принципов Инь/Ян, который отображается в форме всем известного символа. В системе «Бубиси цюаньфа» этот союз воплощен в ката Пайпурэн или Сантин (его другое название). Он привел к тому, что Чжень Цишу, освоивший за три года ката Пайпурэн/Сантин, стал непревзойденным мастером. Эта красивая история не учит нас ничему, кроме того, что присутствие только Инь или только Ян делает любые боевые искусства несовершенными и полными слабых мест. Силы и мощи недостаточно, чтобы быть хорошим бойцом. Необходимо использовать движения тела, маневры, круговые движения, чтобы стать полноценным бойцом, истинным мастером боевых искусств. Эти принципы очень распространены в китайской культуре, медицине и философии. Фан Циньнян представляет собой принцип Инь, который представляет собой внутреннюю энергию. Принцип Ян - грубой внешней силы - символизируется Чжень Цишу. Инь - это изменения положения тела, техники маневров, то есть мягкий принцип. Ян – это сила, принцип жёсткости. Оба принципа должны быть сбалансированы в искусстве, чтобы оно стало совершенным.

Годзю-рю Мияги и окинавское «Бубиси»

 

Наличие этих 48 приемов в китайских ката школ Годзю-рю и Уэти-рю, указывает нам на наличие школы цюаньфа на Окинаве, точнее в городе Наха. Мияги в своей лекции 1934 года «Каратэ-до Гайсэцу» сообщает нам, что система Годзю-рю была создана на основе школы китайского кэмпо, находившейся в городе Наха в 1828 году. Он обращается не к своему учителю, Хигаонна Канрё, как к создателю Годзю-рю, а к китайской школе, находившейся в Наха с 1828 года. Мы знаем некоторых видных мастеров этой школы: Сакияма, Арагаки Сейсо, Кодзе Тайтэй, Накаима, и Хигаонна, не считая неизвестных мастеров. Таинственный Рю Рю Ко (или Торин Рю Ко) мог бы быть одним из советников этой школы, наряду с Ива, Вай Синдзан и другими китайским мастерами. Таким образом, источником всех ката Годзю-рю является не Хигаонна, а школа цюаньфа в Наха, где Мияги выучил и собрал большинство ката Годзю-рю (Кёда Дзюхацу, прямой ученик Хигаонны, рассказывал, что этот мастер преподавал только Сантин, Сэйсан, Сансэру и Битюрин). На известной встрече окинавских мастеров каратэ 1936 года (см. перевод Маккарти, «Древние окинавские боевые Искусства», том 2, 1999) Ота Тёфу сказал: «Мы утверждаем, что местные мастера никогда не учились в Китае», и Мияги ответил ему следующими словами: «я же слышал, что Мацумура учился в Китае». Эти слова очень красноречиво демонстрируют: он не упомянул своего учителя Хигаонну. Мы делаем вывод, что этот мастер изучал каратэ не в Китае, а в городе Наха и, вероятно, вместе с Арагаки Сэйсё и Кодзё Тайтэй. Я полагаю, что Мияги знал происхождение «Бубиси» и дал нам ключи, чтобы по своей книге восстановить таинственную школу цюаньфа, которая существовала в городе Наха в 1828 году согласно вышеупомянутой брошюре. Это может объяснить его прочтение книги и важность мастера Гокэнки в его исследованиях. Это также объясняет, почему Кёда Дзюхацу завершил систему Хигаонны вводной частью ката Нэпай (изученной у Гокэнки) и также почему Мабуни представил Нипайпо (его пересмотренная версия Нэпай Гокэнки), Хакутё и Пайпурэн (все от Гокэнки) в своей системе. Эти ката связывают мастеров каратэ с «Бубиси». Стили "Белого журавля" и "Архата", описанные в "Бубиси", оказали колоссальное влияние на развитие окинавского каратэ. Это очевидно уже потому, что практически все крупнейшие мастера острова прибегали к данному тексту за советом и знанием. К тому же, как показали исследования американского историка каратэ Патрика Маккарти, опубликовавшего перевод трактата на английском языке, многие ката каратэ, по крайней мере по названиям, связаны с классическими тао стиля "Журавля" и стиля "Архата". Так ката "Сантин", "Сансэйру" и Нисэйси" ("Нидзюсихо") пришли из школы "Белого журавля", а "Сэйсан", "Дзюттэ", "Сэйпай" и "Уэсэйси" ("Годзюсихо") - из школы "Архата". Поэтому, думается, для поклонников каратэ будет небезынтересно поближе познакомиться с этими китайскими стилями, ставшими прародителями их излюбленного боевого искусства. "Кулак архата" - один из древнейших стилей ушу. Легенды утверждают, что его создателем был сам Бородатый варвар Бодхидхарма, проповедник учения буддийской школы Чань, основатель знаменитого монастыря Шаолинь. Впрочем, так это или нет, неизвестно. Но одно можно сказать наверняка: школа "Лохань-цюань" весьма тесно связана с буддизмом, о чем свидетельствует само ее название, ведь архат - это последователь Будды, достигший последней, четвертой, степени святости на пути к нирване, полностью освободившийся от земных желаний. В основе "Лохань-цюань" лежат 24 приема защиты и нападения, соединенные в восемнадцать комплексов-комбинаций. Шесть комбинаций этой школы посвящены методам поражения уязвимых точек кулаком, две используют в качестве оружия ладонь, одна - локоть, еще в четырех отрабатываются удары ногами и перемещения, пять комбинаций включают приемы борьбы - захваты и броски. Со временем в лохань-цюань развились еще девять комбинаций, в результате чего общее их число возросло до 27. А еще позже эти комбинации были разделены на две части, и общее число приемов увеличилось до 54. Поскольку же ученики были должны освоить все действия в правостороннем и левостороннем вариантах, всего отрабатывалось 108 (108 в буддизме считается священным числом) комбинаций. Кстати, то же магическое число получается и при другом подсчете: известно, что мастера "Лохань-цюань" владеют методами поражения 36 классических уязвимых точек и 72 приемами циньна - всего 108 приемами. В школе "Архата" поощряется развитие физической силы, набивание кулаков и укрепление предплечий. Большое внимание уделяется также практике медитативно - энергетических упражнений цигун. Для этого используются различные дыхательные упражнения в стойках, известных в каратэ как сантин-дати и киба-дати. Школа "Белого журавля" вышла из "Лохань-цюань", и история ее создания довольно подробно рассказана в "Бубиси". Добавим лишь несколько слов по поводу тех нововведений, которые сделала основательница школы "Белого журавля" Фань Цинянь. Фань -инянь разработала особую технику выброса силы в движениях ладонью, которые легли в основу школы. Вдох, согласно ее наставлениям, должен осуществляться через нос, выдох - через рот. Во время выдоха ци поднимается из энергетического центра дантянь в бьющую ладонь. В зависимости от характера движения она бывает темная (иньци) или светлая (янци). Для упорядочивания циркуляции энергии в организме стали широко использоваться крики, отчего школу Фань Цинянь прозвали "Школой голосящего журавля" - "Ухэ-цюань". Со временем стиль "Белого журавля" разделился на несколько отдельных, мало похожих друг на друга, стилей - "Журавль-предок" ("Цзунхэ-цюань"), "Кричащий журавль" ("Миньхэ-цюань"), "Ночующий журавль" ("Сухэ-цюань"), "Кормящийся журавль" ("Шихэ-цюань"), "Летящий журавль" ("Фэйхэ-цюань") и некоторые другие.

 


Дата: Пятница, 27 Июль 2007
Прочитана: 9255 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • История Окинавского Кулака. Глава 1
  • Тседзюн Мияги о каратэ и не только
  • СТИЛИ ПРОВИНЦИИ ФУЦЗЯНЬ
  • Журавлиный предок Окинавского Каратэ
  • Карате в СССР
  • Канре Хигаонна
  • Кулак пяти предков
  • Стратегия боя "Белого журавля"
  • Удон ТЕ
  • Встреча Мастеров в 1936г.
    Вернуться назад

    Комментарии (0)
    Вы не авторизованы! Комментарии могут оставлять только зарегистрированные и авторизованные пользователи!



  •  
    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Напомнить пароль

     
    Я занимаюсь Каратэ...
    Потому что хочу быть сильным и всех бить
    Потому, что это круто и нравится девушкам (юношам)
    Потому что каратэ - это хорошо для здоровья
    Потому что каратэ - это моя профессия.
    Каратэ - это мой внутренний стержень
    Потому, что это помогает мне в общении с людьми
    Потому, что я люблю все Японское (Окинавское)
    Потому, что это самое эффективное БИ в мире
    Потому, что мой знакомый (знакомая) занимается
    Потому что гольфом и теннисом заниматься дороже
    Потому что это работает - я проверял
    Потому что нравится. Сам не понимаю почему



    Всего голосов: 3489
    Комментариев: 1
    Результат опроса